Аудиовизуальное представление
«Я — тень от чьей-то тени»

Государственный Русский музей, Михайловский замок

Мы рады приветствовать вас на фестивале творческих и образовательных проектов «Друзья Петербурга», организованном под эгидой ПАО «Газпром».

Сегодня вы гость аудиовизуального представления «Я — тень от чьей-то тени», которое стало результатом лаборатории проекта «Друзья Петербурга» по архитектурно-художественному освещению Михайловского замка и Кленовой аллеи. Авторы инсталляции — петербургские студенты различных профилей: художники, архитекторы, урбанисты, дизайнеры, программисты.

ИДЕЯ

Тема фестиваля «Друзья Петербурга» в этом году — «Отражение». Мы говорим об отражении внутри городской архитектуры, об отражении горожан и их действий в образе Петербурга.

Аудиовизуальное представление «Я — тень от чьей-то тени» апеллирует как к свету и теням, так и к аллегории преломления исторических и литературных смыслов, связанных с Михайловским замком.

Когда вы приходите к Михайловскому замку, каждый из вас уже что-то о нём думает и знает. Вы можете не делиться собственными мыслями, однако каждый из вас смотрит на него и его историю по-разному.

Вы смотрите на него солнечным летним днем, когда он, залитый солнцем, утопает в зелени. Вы смотрите на него в сумерках, когда он выглядит готично или по-дворцовому торжественно. Вы смотрите на него ночью, когда он похож на усталый монолит и навевает мысли о призраках. Вы смотрите на архитектуру и рассказываете о ней истории. А может, это архитектура смотрит на вас? Может, это она способна рассказать вам историю? Может, и вы когда-то станете частью истории, которую она рассказывает?

Каждое здание — это не только исторический материал. Это память. Память национальная и чужая, общая и индивидуальная. Память фрагментированная и противоречивая.На эти пласты коллективной памяти вы накладываете вашу собственную память и собственные представления. И так рождаются они — ТЕНИ.

Наша культура литературоцентрична. Поэтому здесь использованы тексты Бродского и Ахматовой, Лескова и Пушкина, Мережковского и Достоевского, и даже Пелевина. А название проекта «Я — тень от чьей-то тени» нам дала строка из стихотворения Марины Цветаевой. Хотелось, чтобы замок разговаривал с вами голосами русской поэзии и прозы. Но наша литература неотделима от литературы мировой — так здесь появились Оскар Уайльд и Терри Пратчетт.

Если вы стоите лицом к замку, то в сквере слева от вас — все настоящее. Все цитаты, которые мы выбрали, принадлежат когда-то жившим авторам. Но замок не так прост — он мистифицирует и обманывает. Поэтому в сквере справа от вас — территория мнимого. Цитаты здесь выдуманы нейросетью. Среди них есть одна настоящая, но это как раз Пелевин, который, кажется, сам выдуман нейросетью.

В центре аллеи — памятник Петру I работы Бартоломео Карло Растрелли. Он был начат еще при жизни императора, которого скульптор боготворил, но Пётр умер, и в эпоху дворцовых переворотов о памятнике забыли. Елизавета Петровна продолжила дело отца, но сначала умер сам Растрелли, а потом и Елизавета Петровна. Екатерине II памятник не понравился, она хотела «своего» Петра, и им стал Медный всадник. Памятник же, находящийся перед вами, установил Павел I. Тень Петра легла на замок, но совсем не так, как хотел мятущийся император Павел.

Николай Лесков писал: «Ещё при жизни императора Павла тут, говорят, слышали голос Петра Великого, и, наконец, даже сам император Павел видел тень своего прадеда. ... тень Петрова была видима в стенах замка не одним императором Павлом, но и людьми к нему приближенными. Словом, дом был страшен потому, что там жили или по крайней мере являлись тени и привидения и говорили что-то такое страшное, и вдобавок ещё сбывающееся».

Петр парит в темноте и отбрасывает длинную тень на замок, как прошлое всегда оставляет тень на настоящем и будущем. И эти тени, вперемешку с нашими, ложатся на архитектуру, которая внимательно смотрит на нас.

Этот проект не ставит задачей разгадать тайну Михайловского замка. Мы хотим, чтобы вы его послушали, почувствовали и вступили с ним в диалог.

Команда проекта

Куратор

Лиза Савина

Светорежиссёр-светодизайнер

Наталья Быстрянцева

Художник по свету

Павел Четвериков

Светооператор

Эдуард Забиров

Видеохудожники

Серафима Титова-Врублевская
Даниил Родченко
Марина Варламова

Графический дизайн

Екатерина Порядкова

Технические консультанты

Елена Белова
Андрей Штыков

Скульптор

Александр Кит

Композитор

Олег Гудачев

Саунд-дизайн и вокал

Наталья Соловьёва

Художник по стеклу

Сергей Даренков
Полина Клешняк

Технический директор

Андрей Титов-Врублевский

Техническая группа

Михаил Анкудинов
Кирилл Поповский

Исполнительный продюсер

Валерий Шафиров

Участники лаборатории

Екатерина Порядкова
Арсений Тимофеев
Елизавета Шикуля
Полина Клешняк
Елизавета Тырышкина
Ангелина Лакеева
Дмитрий Чирков
София Егорова
Полина Ефремова
Анастасия Кульчик
Тимофей Литвинов
Ирина Горчакова
Ольга Рыбкина
Алёна Мезенцева
Анастасия Грудева
Мария Дубинкина
Екатерина Шаповаленко

Фильтр